Сегодня проходя по Preah Suramarit Blvd увидел, что в Пном Пене на один монумент стало больше. Поставили памятник Нородому Сиану́ку (кхмер. នរោត្ដម សីហនុ), Преах Бат Самдеть Преах Нородом Сианук Варман (31 октября 1922, Пномпень — 15 октября 2012, Пекин[1]). Построили, на мой взгляд, его достаточно быстро. Кажется потратили около 3,5 месяцев. Сожалею, что не делал фото процесса, так как это было достаточно интересно. Внизу фото самого монумента. Вечером 15 октября 2013 были залпы орудий. Салюта не видел. Перед Королевским дворцом были народные гуляния. Не протокнутся. Туктукер, оглянувшись на толпу, предусмотрительно опустил накидку (не знаю точно, как называется, это зашита от дождя) со стороны тратуара, сказав: "Раббер!". В действительности скорби не было. Сплошное веселье.
В связи с чем пришлось ознакомиться с отношением буддизма к смерти.
Смерть не просто естественна, она желанна. Познающий истину, стремящийся к Абсолюту должен, по учению Будды, подавлять в себе все чувственные ощущения, все краски и запахи земли. Вот почему смерть - необходимая ступень к Идеалу.
Однако смерть еще не гарантирует достижения Абсолюта, ибо посмертная судьба человека зависит от его земной жизни.
После смерти человека могут ожидать три варианта судьбы: мгновенное перерождение (так называемое переселение душ, сансара), попадание в ад (до вселения в новое тело), уход в нирвану.
Учение о переселении душ, еще до Будды существовавшее в брахманизме, говорит о том, что душа человека, согласно закону кармы, проходит бесконечный ряд переселений, причем воплощается не только в людях, но и в растениях, животных. Некоторым дано воплощаться в царях, брахманах и небожителях.
Умирая, личность (душа) распадается на сканды (составные элементы), но при следующем воплощении сканды вновь собираются определенным образом (своего рода кубик Рубика), сохраняя единство души. Правильная ее "сборка" обеспечивает непрерывность сущностного бытия личности, независимо от того, в какую материальную оболочку попадет душа после очередного перевоплощения.
Человек должен стремиться прервать цепь переселений, дабы слиться с богом-творцом Брахмой (в брахманизме), уйти в нирвану (в буддизме). Сделать "то можно только вступлением на "восьмеричный путь" праведной жизни. В промежутке между смертью и новым воплощением души грешников ждут суровые наказания в адских пещерах. Среди мук, уготованных им,- глотание раскаленного железного шара, поджаривание, дробление, замораживание, кипячение (очевидно, все это следует понимать аллегорически, поскольку речь идет о душе; это подтверждает и тот факт, что среди важнейших мучений грешников в аду упоминается и страх смерти!). Но и отбыв наказание в аду, душа не облегчает себе жизнь, ибо новые рождения - это не избавление от мук, а новые страдания.
"Я прошел через сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя его,- говорит Будда.- Рождение вновь и вновь - горестно".